Администрация городского округа Жигулевск Самарская область
445350, г.о. Жигулевск, ул. Пушкина,17, тел. 8 (84862) 2-45-43, факс 8 (84862) 7-91-80, e-mail: kanz@admzhg.ru
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Чтобы помнили

По следам парада в Куйбышеве 7 ноября 1941 года.

15.02.2013

     Тяжёлое было время для нашей страны – лето и осень 1941 года. Удар вермахта был чудовищной силы. Значительная часть боеспособных дивизий Красной Армии попала в окружение и плен. Страна спешно восполняла понесённые потери за счёт мобилизации населения восточных областей. Необученные новобранцы, прошедшие начальную военную подготовку, заканчивавшуюся тремя выстрелами по мишени, маршевыми колоннами и многочисленными железнодорожными эшелонами двигались на запад, навстречу врагу.

   Так распорядилась история, что через неделю после нападения на нас Германии, помощь нам пришла – откуда и не ждали. Приехавшая в Москву английская военная делегация предложила от имени Британского Содружества всяческую помощь своему недавнему идеологическому врагу Сталину.  Это была значительный шаг, а во многом и решающий в потоке дальнейших военных событий. Так получилось, что мировой капитализм, вырыть могилу которому мы публично обещали ещё за несколько дней до войны, вдруг стал нашим надёжным союзником в разгроме общего врага – гитлеровской Германии в мае 1945 года. 

   Не обошлось и здесь без предприимчивости Запада: оказавшийся в тяжелейшем положений СССР и его вождь Сталин согласился на условия новых союзников: наш народ будет воевать с Германией, а союзники будут снабжать нас всем необходимым для войны.  Какая насмешка истории: могильщик морового капитализма, которым видел себя Сталин, превратился фактически в наёмника западного капитала. Спустя многие месяцы Сталин начнёт писать письма союзному руководству с вопросом: «когда же союзники откроют второй фронт?». В ответ звучало одно и то же: «Мы ещё не готовы».  А между строк читалось: «Мы так не договаривались, мы же вам помогаем…».

   До этих писем о втором фронте пройдёт ещё год, а в октябре 1941 года Гитлер начал операцию «Тайфун». Над столицей нависла угроза.  Вероятно, тактически падение Москвы для нас в тех условиях мало что значило, но терять центр управления армией и страной было нельзя. Сталин готовит запасную столицу и на эту роль был выдвинут Куйбышев. 15 октября была объявлена эвакуация Москвы, как центра управления страной.  С 15 по 16 октября в Куйбышев выехали два десятка посольств. А 16 октября Москву охватила паника. Не сразу, но власти справились с лавиной грабежей складов и магазинов, вспышкой бандитизма и бегством чиновников.  Сталин остался в Москве, как символ сопротивления и призыв бороться до конца. Конечно, он был готов покинуть столицу в критический момент.

   Как важное политическое событие, вдохнувшее в народ веру в возможность устоять перед грозным врагом, стал организованный 7 ноября парад войск на Красной площади Москвы. Парад прошёл без демонстрации трудящихся, с ограниченным воинским  контингентом, но свою роль парад сыграл. Сталин понимал его значение, и когда выяснилось, что запись его речи с трибуны мавзолея испорчена, согласился сыграть роль оратора повторно. На построенной в помещении декорации, одетый в шинель, он повторил свою речь перед войсками. Один сюжет только чуть заметно указывал на монтаж: 7 ноября в Москве стоял лёгкий мороз, а парок изо рта вождя не шёл.

   Сейчас часто обсуждается вопрос: зачем Сталин организовал парад в Куйбышеве, отправив туда легендарного Клима Ворошилова? Ведь там совершенно не было строевых воинских частей, пригодных для парада. Одна версия предполагает, что парад должен был продемонстрировать сотрудникам посольств готовность Красной Армии бороться с врагом до полной победы над ним, чего бы это не стоило. У этой версии есть слабое звено: сотрудники западных посольств, находящиеся в Куйбышеве, были в достаточной мере осведомлены о военно-политической обстановке в мире и раскладе сил. Кто чей союзник и кто кому враг – теперь с этим была полная ясность, хотя формально Соединённые штаты ещё сохраняли нейтралитет. Советский Союз и его высшее руководство ради сохранения построенной ими Системы, будут вести войну до последнего бойца.  И убеждать в этом чужих дипломатов было наивно.

   Была и вторая версия причины проведения парада в Куйбышеве. К праздничной демонстрации привлекалось 170 тысяч жителей, что численно равно практически половине населения города. Даже с учётом значительного пополнения числа горожан за счёт эвакуированных масс трудящихся из западных районов страны, эта цифра огромная. Однако доказывать народу Куйбышева, что у СССР есть ещё «порох в пороховницах» не было необходимости. Это были рабочие оборонных заводов, и даже пролёт над городом нескольких сотен самолётов не выглядел в глазах самолётостроителей грандиозным событием.

   Какие мысли по поводу парада одолевали тогда Сталина – спросить не у кого. Однако мысли подкреплялись не только сотнями самолётов над городом, в которых нуждался фронт, но и использованием на параде двух  стрелковых дивизий, 65 и 415, двигавшихся к фронту для принятия участия в битве в тяжелейший момент. Ведь с 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Железнодорожные эшелоны с войсками были  разгружены в Куйбышеве и командиры дивизий: полковник Кошевой  (65 стрелковая дивизия), и полковник Латышев (415 стрелковая дивизия), провели своих бойцов по парадной площади.  

   Какая судьба была уготована участникам того парада? Увы, последний ИЛ-2, один из десятков тысяч изготовленных в Куйбышеве и павший (буквально) в бою, был на средства западного коллекционера восстановлен в Новосибирске и после нескольких демонстрационных полётов убыл в коллекцию нового владельца. Пока наших состоятельных коллекционеров по понятным причинам тянет больше на яйца Фаберже… Но до отъезда на чужбину самолёт принял участие в параде 7 ноября 2011 года в городе Самаре.

Обломков одного самолёта не хватило для реконструкции способного летать самолёта, и для работ были использованы останки ещё трёх машин. За основу был взят ИЛ-2, погибший в бою при штурмовке вражеских войск в районе Луостари Мурманской области.  10 октября 1944 года именно здесь и в тот же день наступала в составе 99 стрелкового корпуса 14 армии Карельского фронта наша 65 стрелковая дивизия.  После парада в Куйбышеве она прибыла на Волховский фронт, когда Ленинград уже находился в плотном кольце блокады. В боях под Тихвином её личный состав прославился героизмом, а артиллерист Ильдар Мананов стал Героем Советского Союза.  Помните известную в послевоенные годы песню «Волховская застольная»?

    … Будут в преданьях на веки прославлены

        Под пулемётной пургой

        Наши штыки на высотах Синявино

        Наши полки подо Мгой…      

    Конечно, песня эта о бойцах целого фронта, но и о бойцах 65 стрелковой дивизии.

    Редким был случай, чтобы о дивизии был снят художественный фильм. А о 65 стрелковой, об одном эпизоде из её долгой фронтовой жизни, такой фильм был снят. Мало кому известно, что после летне-осенних боёв в Карелии, в результате которых Финляндия вышла из войны, 65 дивизия убыла на самый Крайний Север нашей страны и советско-германского фронта – на Кольский полуостров, где в октябре 1944 года приняла участие в Петсамо-Киркенесской операции. В результате этой операции от противника была освобождена переходящая к нам по условиям мирных переговоров с финнами некогда бывшая частью Российской Империи провинция Петсамо. В последних числах октября наши войска вошли в норвежскую провинцию Финнмарк, преследуя отходящие вдоль норвежского побережья немецкие части, пока пришедшая зима не прекратила военные действия. Дальше всех в этом освободительном походе по территории Норвегии пошла именно наша навеки «землячка» - 65 стрелковая дивизия, прервав свой поход у маленького посёлка Нейден.  Именно об этих днях и был снят советско-норвежский фильм «Под каменным небом».

   Какова была судьба полковника Кошевого, который вёл полки 65 стрелковой дивизии на параде в Куйбышеве? Его военный путь был не менее знаменателен. Дважды Герой Советского Союза Маршал Пётр Кириллович Кошевой 45 лет назад закончил службу в войсках на должности командующего Группой Советских войск в Германии.

   Не менее тяжёлым был военный путь и 415 стрелковой дивизии. Сформированная в сентябре 1941 года на Дальнем Востоке, после парада в Куйбышеве дивизия угодила в самое пекло боёв под Москвой – в район Серпухово. В ночь с 12 на 13 ноября 1941 года дивизия вступила в бои, из которых вышла 9 мая 1945 года, находясь в Карпатах. Полковник Латышев, принявший в скором времени командование 93 стрелковой дивизией, закончил войну в Австрии.

   На пути к Победе дивизии понесли огромные людские потери. Дорогой ценой досталась стране и нашему народу та Победа. А что союзники? Их военные специалисты, в том числе и в Куйбышеве, чётко отслеживали военно-промышленный потенциал СССР. Исходя из их оценки, военная помощь Советскому Союзу то усиливалась, то ослабевала. Наша страна не должна была пасть под вермахтом, но и закончить войну после Победы она должна была быть как можно больше ослабленной. Те специалисты оказались достаточно квалифицированные…

 

                                                                                                    Ю.Зверев

 




Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, Вы можете зарегистрироваться.

Если Вы забыли пароль, Вы можете воспользоваться сервисом восстановления пароля.