Администрация городского округа Жигулевск Самарская область
445350, г.о. Жигулевск, ул. Пушкина,17, тел. 8 (84862) 2-45-43, факс 8 (84862) 7-91-80, e-mail: kanz@admzhg.ru
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Чтобы помнили

О земляках из Самарской Луки в лагерях военнопленных.

20.06.2012

                    О  земляках  из Самарской Луки в  лагерях  военнопленных.   

 

      Теперь мы знаем, что значительная часть пропавших без вести в годы войны наших земляков попала в плен. Совершенно не готовый к приёму такого количества пленных вермахт обрёк многих наших пленных бойцов на голодную смерть. Немало способствовал этому и отказ руководства СССР признать в пленных красноармейцах своих граждан. «Бойцы Красной Армии умирают, но в плен не сдаются», «сдавшиеся в плен бойцы Красной Армии - предатели». Был даже приказ об уничтожении этих предателей всеми доступными способами, вплоть до бомбардировок лагерей военнопленных. Помните бандита Абдуллу из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «Гульчатай, почему ты не умерла?». Власть многое делала для воспитания советского человека в духе готовности к самопожертвованию по приказу партии, а вот на тебе, пришло время, и Красная Армия вместо почётной гибели в бою  предпочла отступление и позорный плен. А ведь так громко и дружно вся страна пела «Мы смело в бой пойдём за власть Советов, и как один умрём в борьбе за это…».  Не пошли и не умерли – обманули, предатели! 

 

    Немного легче было тем нашим пленным, которых отправили на работы в Рейх или генерал-губернаторство (Польшу). Их отправляли на работу, и если здоровье не подводило бойцов, то шанс выжить у них оставался. Пленные, оставленные  на территории СССР, были фактически обречены. По количеству концентрационных лагерей Рейх не уступал сталинскому режиму. Правда, была существенная разница: немцы организовывали огромные лагеря, как правило, для граждан других стран, в том числе СССР. Сталин загнал в такие же лагеря своих людей. Если заглянуть в списки погибших военнопленных в больших лагерях-накопителях (StaLag): Мюльберг, Альт-Древице, Маутхаузен, Освенцим, и многих других, то обязательно встретим там следы пребывания и гибели наших земляков. Большие партии пленных отправляли за пределы Рейха для выполнения важных в военном и экономическом плане работ. Около 100 тысяч советских пленных побывало в Норвегии, где строили многое, в том числе Рейхштрассе 50 – шоссе, связывающее север и юг страны. Дорогу построили с потерей многих тысяч жизней, дорогу являющуюся образцом качества того времени. Кто сказал, что русские не могут строить дороги? А может это следствие того, что  качество  контролировал руководитель работ с палкой…

 

   Каждый военнопленный в Шталаге заполнял карточку-письмо домой с тремя отрывными талонами. Пленному нужно было на конверте написать кому и куда отправить письмо. На обратной стороне этого листа было уже напечатано само письмо по-русски, оставалось только зачеркнуть ненужно. Оставалось обычно: «Я попал в германский плен, я здоров, я вам напишу будущий свой адрес. Сердечный привет и подпись». Каждый из трёх отрывных талонов был для служебного использования и заполнялся также по-русски: Пишу по имеющемуся у меня экземпляру – 1. Беляев 2. Пётр 3. Дата рождения - 2.9.10г. Место рождения – Самарская область 4. Лагерь – шталаг 316 5. Доставлен в лагерь – 16.7.42  6. Чин – военный строитель 7. Воинская часть (пропущено, вероятно Беляев был призван не в РККА, а мобилизован в Трудовую армию).

 

   8. Номер в лагере – 029226 9. Отец – Яков 10. Фамилия матери – Палюдова 11. Адрес ближайших родственников – Белостокская область, Свислочский район, д. Девятки 12. Профессия – пом.машиниста 13. Когда и где попал в плен – 16.07.42  д. Девятки 14. Номер в собственной части – (пропущено). В письме есть странные данные.  Дата доставки в лагерь – 16 июля 1942 года, а должно быть 1941 года. Вероятно, Пётр более месяца где-то скрывался, находясь уже в немецком тылу. Возможно, что жил у кого-то в деревне, пока не был задержан. И ещё характерная деталь – Куйбышевская область Беляевым названа Самарской.  Судя по ссылке на адрес, вероятно, что  писал письмо  наш земляк из Белостока.  Выжил ли Пётр Беляев – неизвестно.

 

     Письма пленных передавались в отделения Красного Креста (обычно шведского) для отправки в СССР. Наш Красный Крест получал мешки с этими небольшими конвертами-раскладушками 7х11см размером и добросовестно уничтожал содержимое в соответствии с Высочайшим повелением. В архивах министерства обороны существует огромное количество отрывных талонов от тех самых писем из немецкого плена с извещением о смерти пленного. Советская канцелярия хранила эти листочки без уведомления родственников, которым было отправлено письмо. С пониманием бессмысленности этой процедуры, немцы прервали эту почтовою связь. Есть ещё один малоизвестный факт: с окончанием боевых действий на советско-финляндском фронте начался обмен живыми пленными и данными о погибших  в плену. На каждый домашний адрес (при наличии последнего) финские власти отправляли конверт, извещающий гибель бойца. При наличии у того при пленении каких-то денег, те (тщательно до этого хранимые финнами) вкладывались в конверт. Финны до сих пор довольно значительные суммы пересылают в простых почтовых конвертах. Им и в голову не приходило, насколько глупо выглядит такая попытка транспорта  мелких купюр в России, где за мелкое воровство до сих пор не приговаривают к реальным срокам.

 

   Немецкая пропаганда  с использованием фактов из советской жизни не безуспешно работала с военнопленными и гражданскими лицами, многие из которых ещё до войны натерпелись лиха от советской власти. Итогом стало появление в вермахте почти миллионной армии добровольных помощников из числа граждан СССР. И это не считая армии генерала Власова, 49-го казачьего корпуса фон Панвица и других. Хильфсвиллиге – так они назывались по-немецки,  «HIWI» писалось на их нарукавных повязках. Вроде бы в Германии тоже строили социализм, и Гитлер был тот ещё негодяй, а вот, пойди же ты, не удалось товарищу Сталину в годы войны создать ни одного воинского  подразделения, хотя бы взвода, из числа пленных, согласившихся воевать против Родины. В умении писать слово «Родина»  с большой и маленькой буквы есть что-то русское...

 

   История с Петром Беляевым говорит, что большое количество наших  военнопленных в полной мере таковыми не являются и как военнослужащие в объединённой базе данных (ОБД) отсутствуют.  В немецкой кинохронике «Ди Дойче вохеншау» видны в колоннах наших пленных многочисленные люди в штатском. Это могли быть прибывшие в воинские части призывники, которых не успели переодеть, или красноармейцы, которые успели переодеться в штатское, это часто двигавшиеся в отступление вместе с колоннами наших войск многочисленные штатские  от командировочных и  партработников, до вольнонаёмных РККА  и заключённых, чьи лагеря подверглись бомбёжке, и они  разбежались. Вот ещё один пример из биографии нашего земляка из Александровки Гадалина Фёдора Евламповича (так в документе), ровесника Петра Беляева, не будучи военным, прошедшего удивительный путь по немецкому плену. История достойная быть описанной в романе: в районе того же Белостока, где он трудился будучи заключённым, угодил из советского лагеря в немецкий. Оттуда был отправлен в Норвегию на работы. Из Норвегии, проявив характер, как только растаял снег, удрал в составе группы, горами уйдя в Швецию. Летом 1942 года  шведы известили Советские власти о том, беглецы у них.  Интересно бы узнать, что было дальше.

 

      Не изменилось отношение к пленным и после окончания войны. Мало кому известно, что вооружённые подразделения вермахта в Норвегии существовали практически до ноября 1945 года. В месте дислокации 6 горно-стрелковой дивизии вермахта на беду оказался лагерь наших пленных, которых  командование Красной Армии не спешило вывозить. По вечерам  после сытного ужина с хорошим подпитием офицеры горной дивизии выходили  на улицы пострелять из пистолетов воробьёв и советских пленных.  В итоге, от лагеря с двумя с лишним тысячами беззащитных людей сохранилось менее двух сотен. Советская сторона даже протест не заявила английской стороне, контролировавшей порядок в Норвегии. Часть наших пленных  согласились не возвращаться домой, и поехали на английских пароходах по Свету искать новую Родину. Остальных  на пароходах привозили в Мурманск, где в порту прибывших встречали конвойные войска НКВД с овчарками для сопровождения … в советские лагеря.  Встретила Родина-мать своих страдальцев-сыновей, пожалела и приласкала,  накормила и обогрела…

 

   Отношение Сталина к пленным, как предателям, стало характерным в отношении к многочисленным захоронениям наших бойцов. Если Европа, показав более высокий уровень цивилизации, как-то увековечила память о погибших в концлагерях людях, то на территории СССР этого делать никто не собирался. На территории Печенгского района, примыкающего к Норвегии, при советской власти не было ни одного мемориала погибшим военнопленным. Вроде как этой темы и не существовало. В 1949 году Норвегия вступила в военный Северо-атлантический блок (НАТО) и ситуация на границе сразу изменилась. Советские «журналисты» стали проявлять повышенный интерес к прилегающей к СССР норвежской территории, стремясь посетить посёлки, где проживала завербованная в разное время агентура НКВД из числа норвежских граждан. По Норвегии прокатился процесс уголовного преследования шпионов. Тогда советская сторона стала проявлять интерес к захоронениям наших граждан и к военной истории, для чего потребовалось посещение тех же посёлков. Норвегия ответила необычным образом: в 1951 СССР был уведомлён, что в Северной Норвегии захоронений советских военнослужащих нет, и что останки погибших перенесены на далёкий остров Тьётта. К этому острову интерес России не проснулся до сих пор. 

 

    Значительная часть документации по немецким лагерям утрачена, а попросту – была уничтожена. Часть документации сохранилась в упрощённой форме, где писался номер пленного, фамилия и областной город. Причём, этот город был адресом для любого жителя области. Особенно это характерно для румынских концлагерей, где содержались наши пленные. Немцы всё-таки за редким исключением  к бумаге  относились с должным уважением. Так, во второй половине 1942 года на самом севере Финляндии немцы приступили к строительству аэродрома для осуществления беспосадочных перелётов над территорией СССР в Японию пассажирский «Кондоров». Для этого был организован Stalag Lu.Wa. Nautsi. Наутси – это маленький хуторок на дороге в Лапландии от  Рованиеми до Петсамо, - место нового аэродрома. Отличавшиеся обычно более мягким режимом содержания пленных  лагеря Люфтваффе здесь проявили себя с изуверской стороны, чему способствовали ранние холода и плохое питание. По мере приближения к завершению проекта аэродрома таяли ряды строителей. Впрочем, и проект был по-немецки тяжёлым и стандартным: взлётно-посадочная полоса, пригодная для современных тяжёлых самолётов, командный пункт глубоко в скале, позиции зенитной батареи, управляемой радаром. Персональные карточки на пленных этого лагеря заполнялись немцами удивительно небрежно, и попытка найти среди узников наших земляков оказалась безуспешной.  Есть такие, как Дмитрий Петрушин, рождённый 2 февраля 1900 года в Куйбышеве, но у нас в Самарской Луке Петрушиных среди пропавших не было.

 

   Сталин точно знал, кто виноват в его сединах 1941 года – это была Красная Армия, но никак не вермахт. В феврале 1946 года Красная Армия сменила своё название и стала Советской Армией. При Сталине мемуары командования с описанием позора Красной Армии в 1941 году были невозможны. Да и День Победы  не был праздничным выходным днём. Несколько сотен концлагерей и лазаретов тюремного типа приняли выживших в немецком плену наших соотечественников. Какая-то часть из пропавших без вести на фронтах земляков  после войны ещё мыкались по советским лагерям, искупая свою вину, а смерть в этих лагерях была не редкостью.

 

   Список деревень Самарской Луки с перечнем военнопленных, погибших в шталагах Европы, прилагается. В случае потребности в уточнении данных  прилагаются телефоны автора. По мере продолжения работы кампанией «ЭЛАР» по оцифровыванию военных архивов списки погибших будут пополняться.

 

   Информация конфиденциального характера выдается по запросу. Обращайтесь.

 

                                                                                         Ю. Зверев.

Контактные телефоны: 8-84863 2-38-74, 8-927 219 03 54

 

 




Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, Вы можете зарегистрироваться.

Если Вы забыли пароль, Вы можете воспользоваться сервисом восстановления пароля.